Врач аллерголог—иммунолог—Степанов Михаил Иванович, о диагностике аллергии.

Михаил Иванович имеет огромную практику как врачебную, так и исследовательскую. Результаты его многолетнего опыта изложены в статьях медицинских изданий. В настоящее время работает в поликлинике «Волна», параллельно занимается написанием книги «Питание и иммунитет».

Михаил Иванович, каких пациентов Вы принимаете?

Я принимаю пациентов с хроническими заболеваниями, сопровождающимися недостаточностью иммунной системы: частые инфекции, тонзиллиты, фарингиты, бронхиты, кожные заболевания, аллергические болезни.

Сегодня мы говорим на тему диагностики аллергии. Какие проблемы, связанные с ней, существуют в настоящее время?

—  Типичная ситуация такова, что при возникновении характерных симптомов, многие идут в лаборатории, где предлагаются сотни различных исследований на выявление аллергенов. И здесь встает проблема выбора. Надо заметить, что цена во многих лабораториях на самые востребованные аллергены для тестов завышена в разы. Вот и получается, что процесс сдачи анализов продолжается до тех пор, пока не заканчиваются деньги. Зачастую выявление аллергена вообще не происходит.

Можно ли спутать проявление аллергии с симптомами других заболеваний?

— Да. Важно понимать, что аллергия не существует сама по себе, она развивается наряду с другими проблемами организма. Только комплексный подход может избавить человека от болезней.

Что, на Ваш взгляд, является рациональной аллергодиагностикой?

— В выявлении заболеваний есть своя логика. Для начала, необходимо выполнить ряд клинических исследований, в том числе лабораторных: общий анализ крови и определение общего иммуноглобулина Е. После этого можно судить о характере заболевания: имеем ли мы дело с аллергией, воспалением или инфекцией. Так, пациент может думать, что у него проявление аллергии, а это на самом деле — обычная пищевая непереносимость.

Важный момент в правильной диагностике — свежий собранный материал. Для выявления определенных заболеваний тесты должны проводиться иногда даже в течение часа. И у нас есть такая возможность. Большинство результатов готовы уже в день сдачи анализов, по необходимости делаются срочные тесты.

Какие исследования для выявления аллергии производятся в поликлинике «Волна»?

— Для различных клинических ситуаций существуют определенные диагностические алгоритмы. Как правило, изначально сдаются тесты на группу аллергенов. При положительном результате проводятся уточняющие исследования. Например, если имеется аллергия на яйца, в развернутом тесте можно определить что является точным аллергеном —  белок или желток.

Многие родители сейчас жалуются на аллергию у детей. С какого возраста возможно проводить аллергодиагностику?

— Практически с рождения. Для детей существует одна сложность — забор крови из вены. Но для анализа нужны микродозы. В нашей поликлинике предоставляется услуга сохранения сыворотки крови, с целью проведения последующих исследований, чтобы не травмировать ребенка повторно.

Чем отличается диагностика в поликлинике «Волна»?

—  «Волна» — единственная в городе поликлиника, где при лаборатории работает свой врач-аллерголог. Все исследования назначаются рационально и проводятся в кратчайшие сроки. В работе используются самые передовые технологии и дорогостоящее оборудование, а также качественные аллергены для тестов.