Врач—отоларинголог—Софья Абдулаевна Фонарева об отите у детей.

Софья Абдулаевна в детском отделении поликлиники Волна ведет прием пациентов совсем недавно. До этого она работала в детской поликлинике на ул.Тимура Фрунзе. По специализации врач-педиатр, поэтому по большей части ведет прием детей. Софья Абдулаевна — врач-отоларинголог с большой практикой. Многие знают ее как внимательного и опытного специалиста, поэтому на прием к ней часто приходят пациенты по рекомендациям своих знакомых.

— Софья Абдулаевна, что такое отит и как это заболевание можно заподозрить у ребенка?

— Если в окончании названия болезни присутствует «ит» — то это обозначает воспаление. Ухо — по гречески «отус», отит — воспаление уха. При отите ребенок жалуется на боль и «прострелы» в ухе, особенно при приеме пищи.

— Как быть с маленькими детьми? Возможно ли маме грудничка по внешним признакам или прощупывании определить воспаление уха?

— Это вряд ли удастся. Ко мне на прием очень часто приходят мамы и говорят, что при нажатии на ухо ребенок плачет. Но ведь, и на здоровое ухо можно нажать так, что возникнет боль. Признаки, которые указывают на воспаление уха у грудничка: беспокойство, плач во сне и отказы от приема пищи.

— Какие бывают отиты?

— При наружном отите воспалена кожа наружного слухового хода. При среднем отите воспаляется пространство за барабанной перепонкой. По степени тяжести различают: катаральный отит — только начинающийся легкий, острый средний отит — более серьезный воспалительный процесс, гнойный отит — как правило, запущенный острый средний отит.

— Что такое инфекционный отит?

— Инфекция — это воспаление, вызванное микробами. Если в среднее ухо попадает бактерия, как правило, через нос, то в полости уха возникает воспалительный процесс. Иногда мамы сами провоцируют отит промывая нос ребенку под очень большим давлением.

— Чем грозит это заболевание?

— Отит опасен тем, что полость среднего уха от мозга отделяют тоненькие, особенно у ребятишек, косточки. Если косточки расплавятся от гноя, этот гной может попасть в полость черепа, что повлечет за собой возникновение менингита. Это, конечно самый страшный исход заболевания. Но, как правило, расплавляется перепонка и гной вытекает наружу. После перенесенного отита зачастую происходит снижение слуха, которое может остаться на всю жизнь. Поэтому любой отит нужно лечить вовремя и тщательно.

— Какие дополнительные рекомендации Вы даете при лечении отита или тем, кто уже переболел им?

— Если у ребенка течет из уха — не нужно затыкать его ватой. Надо чтобы экссудат вытекал наружу. В период лечения лучше не мыть ребенка. В дальнейшем, после выздоровления во время купания ушко нужно затыкать ваткой с вазелином или кремом а также следить за тем, чтобы ребенок не нырял. Когда вода попадает в нос, она через евстахиеву трубу оказывается в ухе, что может спровоцировать рецидив заболевания.

— Какие советы Вы могли бы дать родителям для профилактики отитов у детей?

— Поскольку отит очень часто возникает вследствие ринита, любой воспалительный процесс в носу нужно лечить.

При заложенности носа, 3 дня пользоваться сосудосуживающими средствами чтобы снять отек в носу и облегчить состояние среднего уха. Обязательно нос санировать, т.е. отсморкать, а для малышей применять отсосы. После этого — использовать антибактериальные или бактериостатические средства.  Если через 5-7 дней нет улучшений — обратиться к отоларингологу.

Не нужно греть ухо самостоятельно. Не следует промывать нос маленьким детям (до 5 лет). Если у ребенка возникла боль в ухе — немедленно обратиться к специалисту. В нашей поликлинике детей с острыми болями принимают без записи.