Малыш подрос, ему 2-3 года, он уже сам кушает, пытается одеваться,самостоятельно ходит на горшочек. В это время родители думают о развитии ребенка. Это тот возраст, когда ребенка впервые приводят к неврологу, если замечают задержку речевого развития. Невролог осматривает малыша и, как правило, всегда ставит тот или иной диагноз.
Расскажу основные моменты работы невролога в этом направлении. Чтобы картина того, что в организме сломалось, стала более ясной, начнем с анатомии, структуры.
Еще внутриутробно ребенок начинает слышать (примерно, к 4 мес. беременности).
Слуховая кора находится в височной доле и тесно связана с центром Вернике. Этот сенсорный центр осуществляет анализ слуховых сигналов (и всех чувствительных импульсов) и формирует у говорящего ребенка первичный план ответа собственной речи. Слуховой анализатор начинает «работать» в полном объеме первым из чувств ребенка. Одновременно идет формирование других зон и путей речи, которые пока «спят», не функционируют.
Физиологическое течение беременности, отсутствие повреждающих факторов (стрессы, токсические воздействия, инфекции и т.п.) способствуют нормальному созреванию, формированию нервной системы ( в том числе и органов речевой регуляции).
Очень важным моментом являются роды. Чего стоит бояться? Конечно, гипоксии-ишемии, гипогликемии и травмирования не только головы, но и шеи. Патологические моменты рассмотрим чуть позже. Сейчас допустим нормальное рождение, хороший период адаптации (1-ый месяц жизни).
С рождения ребенок прислушивается к звукам. В это время очень активно стимулируется развитие центра Вернике — масса новых ощущений, сигналов. К 3 месяцам ребенок понимает речь взрослых на бытовом уровне, к 6 месяцам — понимает более сложные обороты, причинно-следственные связи. В это время уже могут появиться первые манипуляции родителями. Примерно с 1 месяца ребенок начинает оживленно, эмоционально положительно реагировать на речь, появляется сначала эмоциональное оживление при общении, а затем гуление. Это «включается» в коре головного мозга центр Брока.
Центр Брока — речевой моторный центр, который находится в задненижней части третьей лобной извилины. Он отвечает за продукцию речи, осуществляет управление речевой мускулатурой (мышцами лица, языка, глотки, челюстей).
К 7-8 месяцам появляется лепет — слоги «па-па-па», «ба-ба-ба» и т.п.
К 12 месяцам появляются первые слова, к 18 месяцам — словосочетания («мама дай», «где папа» и т.п.), к 2 годам — предложения. Дале речь ребенка совершенствуется.
Центр Брока не напрямую управляет речевой мускулатурой, а через периферические нервы. В формировании артикуляционных движений принимают участие следующие черепно-мозговые нервы (ЧМН):
5 пара ЧМН- тройничный нерв — двигательная иннервация жевательной мускулатуры и чувствительная иннервация передних 2\3 языка.
7 пара ЧМН- лицевой нерв — вся мимическая мускулатура, а также вкусовые рецепторы языка и слюнные железы (барабанная струна-веточка седьмого нерва).
9 пара ЧМН — языкоглоточный нерв-иннервация мышц глотки, неба, языка.
10 пара ЧМН — иннервация глотки, надгортанника, корня языка, мягкого неба. Обеспечивает акт глотания.
12 пара ЧМН — подъязычный нерв — иннервация мускулатуры языка. За четкость, слаженность, автоматизм, согласованность механизмов речи — глотания — дыхания отвечает стриапаллидарная система (подкорковые структуры головного мозга) и мозжечок.
Теперь, имея легкое представление об анатомическом механизме, проще понять природу заболевания конкретного организма.
Алалия — несформированная речь вследствие недоразвития речевых корковых центров. Причиной может быть наследственный дефект, мутации de-novo, гипоксия хроническая внутриутробная и острая ишемия в родах, инсульты внутриутробные, инфекции ЦНС нервной системы, гипогликемия (энергетический дефицит нейронов вследствие низкого уровня глюкозы крови).
Сенсорная алалия — недоразвитие центра Вернике — ребенок не может понять полностью или частично речь другого человека. Это тормозит развитие, т.к.
такому ребенку трудно объяснить что — либо вербально. Он понимает, в лучшем случае, язык жестов, образов. Выраженность симптомов может быть разной — от понимания бытовой речи до полного отсутствия понимания вербальной информации.
Моторная алалия — недоразвитие центра Брока. Ребенок все понимает, нормально интеллектуально развит, но не может говорить. Для таких детей характерны «поиск» артикуляции (пытается найти механизм управления и не может), использование слов-заменителей («би-би», «ту-ту» и т.п.), использование первых слогов слова (может даже составить предложения подобным образом).
Дизартрия — болезнь проводящих путей. Причины такие же как и у алалий, а также травмы нервной системы. 96% всех дизартрий — псевдобульбарные (Щугарева Л.М.).Остальные 4% в той или иной степени делят мозжечковая, бульбарная, эктрапирамидная, корковая. При изолированных дизартриях ребенок понимает речь, продуцирует правильно и грамотно составляя словосочетания, предложения и рассказы, но речь ребенка «не чистая», множество искажений звуков, замен одних звуков другими. В тяжелых случаях речь может отсутствовать. Всегда дизартрии сочетаются с более или менее выраженными проявлениями нарушения глотания (поперхивания, покашливания, выраженный рвотный рефлекс), слюнотечением.
Заикание — заболевание стоящее отдельно. Некоторые неврологи относят его к логоневрозу, другие считают что невроз лишь обостряет и так существующий дефицит экстрапирамидной нервной системы. У заикающегося ребенка отсутствует автоматическая регуляция речи и дыхания.
Что же делать если родители заметили дефекты или задержку речевого
развития?
Обращение к детскому неврологу, владеющему навыками диагностики и лечения в данной области поможет определить вид речевых нарушений, подобрать лечение. Занятия с логопедом помогут ребенку адаптироваться и научиться владеть своим речевым аппаратом. Положительный результат возможно получить во всех, даже в самых сложных случаях.